2 часть
10. До того, как стать монахом, авва Лонгин работал в мастерской корзинщика. Каждый день он должен был сплетать по пятнадцать корзин. Однажды, работая весьма усердно, он сплел целых двадцать корзин.
— Разве мне не полагается дополнительной платы за эти корзины? — спросил он хозяина.
— Да, — отвечал хозяин, — но ты ведь знаешь, что говорит¬ся в Библии: "В поте лица твоего будешь добывать хлеб свой».
— Нигде, однако, не говорится, что я должен также добы¬вать и твой! — возразил Лонгин.
11. Авва Филимон обнаружил однажды, глядя на весело игра¬ющих на деревенской площади мальчишек, что весьма недале¬ко еще продвинулся по пути совершенства. Он спросил их:
— Во что вы играете?
— Мы играем, кто больше всех соврет.
— Ох, — сказал старец — в мое время не играли в такие игры!
— Молодец, отче, ты выиграл! — закричали хором ребята.
12. Авва Иоанн говорил:
— Не то, что мы едим, нас питает, но то, что мы перевари¬ваем. Не то, что мы зарабатываем, нас обогащает, но то, что мы раздаем. Не та вера, которую мы исповедуем, пас освяща¬ет, но та, которую мы воплощаем в жизнь.
13. Среди отцов-пустынников, как и повсюду, были братья, беспокоившиеся из-за своего здоровья. Одни из них. по имени Дноскорид, имел обыкновение посещать каждую неделю авву Илню, который, будучи человеком терпеливым и склонным к сочувствию, каждый раз осведомлялся о его здоровье. Диоскорид неизменно жаловался:
— Мой желудок словно изъеден тысячью червей...
Или:
— У меня как будто облако в мозгу...
Или же:
— Кости мои стали хрупкими, как тростники.
Авва Илия утешал его, призывая уповать на Господа.
В один прекрасный день Диоскорид исчез на целый месяц.
Авва Илия стал не на шутку беспокоиться. Когда наконец
Диоскорид появился, авва Илия бросился к нему с расспроса¬ми:
— Брат, я так беспокоился о тебе! С; тобой что-нибудь слу¬чилось?
— Ничего серьезного, — отвечал тот, — я болел.
14. Один из отцов-пустынников прославился своими советами, которые он давал мирянам. Некто пришел к нему за советом и
рассказал, что у него есть буйный сын, которого он хотел бы лишить наследства, по не знает, как это сделать, не возбудив его гнева.
— Есть ли у твоего сына собака? — спросил его старец.
— Да.
—Так вот, скажи своему сыну, что ты лишишь его наслед¬ства. если он не сумеет за один год научить свою собаку читать.
Тот нашел совет превосходным, поблагодарил старца и удалился. Но наутро он вернулся с грустным видом.
— Что сказал твой сын? — спросил старец,.
— Он сказал: «Хорошо, отец. Но за год много чего может случиться. Может быть, умру я, может быть, ты, но скорее всего — собака...»
15. Авва Илларион рассказывал такую историю о недоверии. Двум братьям из разных монастырей предстояло провести ночь в одной гостинице. Одни из них, поглядев па своего соб¬рата, отнес хозяину свой небольшой багаж и сказал ему:
— Спрячь это у себя, ибо мой собрат внушает мне мало доверия.
— Я положу это вместе с его вещами, — отвечал хозяин. — Он только что был здесь и сказал мне то же самое.
16. Авва Даниил славился своей мягкостью и милосердием к грешникам. Однажды, придя к больному выслушать исповедь, он увидел, что тот колеблется.
— Я не настаиваю, чтобы ты исповедался, — сказал старец. — Я не хочу, чтобы под влиянием страха ты принял поспешное решение. Засыпай спокойно, и если завтра утром проснешься, позови меня.
17. Несколько братьев, живших на краю Скитской пустыни, обнаружили однажды у себя корзину. В корзине плакал черно¬кожий младенец, который, несомненно, был подкинут эфиоп¬ским караваном, проходившим тут накануне. Растроганные таким непредвиденным подарком небес, братья стали усердно кормить и заботиться о младенце.
Шло время. И вот как-то один из братьев, весьма озабочен¬ный, сказал:
— Нужно, чтобы кто-нибудь из нас выучил эфиопский язык.
— Но почему? — воскликнули изумленные братья.
— Потому что скоро младенцу исполнится год, и он начнет говорить, а никто из нас не знает его языка.
18. Один из старцев Скитской пустыни страшно косил глаза¬ми. Однажды на узкой дорожке он толкнул брата, шедшего ему навстречу, и заметил ему:
— Тебе бы следовало лучше смотреть, куда ты идешь, брат.
— А тебе, отче, следовало бы лучше идти туда, куда ты смо¬тришь.
19. Два брата шли по Скитской пустыне, рассуждая о гармо¬ничности мира. Когда они оказались в оазисе, один из них за¬метил:
— Какие прекрасные цветы на этом дереве!
— По это вовсе не цветы, это плоды, — возразил второй. — Это» чернослив.
— Почему же тогда он белый, а не черный?
— ПОТОМУ что он еще зеленый!
20. Пришедшему из пустыни было очень непросто проникнуть в Антиохию. В воротах стояли стражники и проверяли все товары. ввозимые в город. Однажды они остановили авву Серапиона, когда он шел, везя тележку, покрытую попоной.
— Отче, что у тебя в тележке? — спросил его стражник.
— Моя собака, брат!
— Какая же это собака, отче, это коза! У нее рога...
— Не вмешивайся в частную жизнь моей собаки, брат!
продолжение следует...
|